Воскресенье, 19.05.2024, 06:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Категории раздела
Мои статьи [2]
Работа [15]
Вакансии для выпускников
Психология [3]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 14
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Костюк А.М.
мастер ПО Филиала ХПК

Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к подготовке конкурентоспособного  специалиста, всесторонне-развитой личности, что может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии.

Для достижения этих целей эффективно развивать у обучающихся способности к индивидуальной ориентации в профессиональном поле, умению работать с информацией; выстраивать собственную траекторию познания.

В  21 веке, образование в России претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения серьезно затрагивают цели и стратегические направления образования, что, в свою очередь, приводит к необходимости перестраивать структуру образования, менять технологии и методы, новые ценности ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для периода профессионального становления.

Содержания учебной деятельности будущего специалиста определяется не только логикой науки, но и моделью будущей профессиональной деятельности, что придает целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям. Содержание обучения проектируется не как учебной деятельности, последовательно трансформируемый в предмет деятельности профессиональной.

В эпоху новых технологий, развития информатики и вычислительной техники, основным определителем темпов экономического роста и социального  прогресса  становится  образовательный  потенциал работников.

«Новая» экономика остро нуждается в квалифицированных специалистах, способных обеспечить непрерывность  цикла «фундаментальные исследования - прикладные исследования – разработки – внедрение  научно – технических достижений – производство и распространение инновационной  продукции»

Она предъявляет новые квалификационные требования к выпускникам профессиональных школ, которые должны обладать: способностями к быстрой переориентации в  меняющихся условиях рынка труда; готовность к постоянным изменениям; способностью к овладению особыми новыми знаниями, умениями, свойствами, качествами, практическим опытом, необходим как в профессиональной, так и в социальной жизни; готовностью к образованию в течение всей жизни неоднократной переквалификации.

Профессиональное образование определяется как процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением заранее установленными знаниями, умениями и компетенциями по конкретным профессиям и специальностям и ориентируется  на становление социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, требует внимания государства, работодателей и работников; регионов( республик, краев, областей) и общин, тем самым расширяя возможности становления большого разнообразия путей развития самого профессионального образования.

Целью ФГОСов  начального и среднего профессионального образования в России является формирование общих и профессиональных компетенций. Этим подразумевается, что компетентным выпускник станет в процессе его трудовой деятельности, так как компетентность более высокая стадия развития специалиста. Но, выпускник, обладающий квалификацией на том или ином ее уровне, естественно компетентен в рамках данной квалификации. Следовательно, формируя в процессе профессионального обучения общие и профессиональные компетенции  обучающихся  с  целью подготовки  квалифицированного работника, мы формируем компетентность индивидуума, поскольку квалификация, компетентность и компетенции -  звенья одной цепи.

Федеральный государственный образовательный стандарт для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования устанавливает общие компетенции:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,  определенных руководителем

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4  Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5 Использовать информационно – коммуникативных технологий в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами.

При формировании общих компетенций большое значение в учебном процессе приобретет творческие способности студентов (совокупность мыслительных и личностных качеств, достигнутых за счет специальных методов обучения и характеризующих потенциальные возможности обучаемого  к нестандартному решению учебных задач).

Образование должно соответствовать интересам и потребностям общества, следовательно, профессиональная подготовка специалистов, направленная на потребности общества, является одной из главных задач профессионального образования. Наш филиал ХПК готовит специалистов: автомеханик, тракторист – машинист  сельскохозяйственного производства,   слесарь по ремонту сельхоз машин и оборудования и автослесарь.  Формирование профессиональных умений и навыков будущих работников, происходит в процессе производственного обучения и производственной практики.

Анализируя ситуацию набора и сохранения контингента обучающихся, закрепления на базах производственного обучения и дальнейшего трудоустройства выпускников, администрация и педагогический коллектив нашего филиала видит следующие проблемы:

- Первокурсники часто не имеют точного представления о профессии, не понимают, что труд автомеханика и тяжелый и ответственный. На первых порах у подростков есть разочарование: «Не знали, что так трудно, сложно учиться». Многие недостаточно ориентированы на данную профессию.

- Не все обучающиеся  сразу и хорошо усваивают приемы и навыки. Требуется кропотливая  индивидуальная работа мастера производственного обучения, который таким ребятам больше уделяет внимания, помогает отрабатывать навыки по профессии, чаще бывает на базе производственного обучения.

Я считаю, что кон6курентоспособность современного выпускника профессионального  учреждения невозможно без получения качественного образования по выбранной  специальности.

В своей работе большое внимание уделяю активизации профессиональной деятельности обучающихся, применяю такие формы и методы обучения, при которых проявляется ярко выраженная направленность профессионального образования, а также происходит утверждение личности  в своей « Я – профессиональной концепции».  Этим и обусловлен выбор темы моего самообразования.

Тему самообразования реализую через урочную и внеурочную работу,

Через выступление  с докладами на родительских собраниях педагогических советах, через проведения мероприятий.

Результаты работы по теме самообразования прослеживаются повышением процента качества знаний по производственному обучению на 23, 8 %

Для проведения занятий производственного обучения я разработала дидактический материал: тестовые задания разного уровня, схемы, опросники, таблицы, карточки–задания, инструкционно–технологические карты, презентации.

Личный опыт, собственная инициатива, углубление в педагогические и психологические знания, многократная апробация методических приемов – все это способствует становлению профессионала. В перспективе, хотелось бы направить свою педагогическую деятельность на решение одной из важных, на мой взгляд, проблем. Несовершенная система социального партнерства с работодателями, то есть отсутствие системы централизованного распределения обучающихся на практику в учреждениях СПО.  Отсутствие подготовки по целевому заказу часто приводит к невозможности дальнейшего трудоустройства и отсутствию рабочих мест для прохождения производственной практики, в результате чего будущий рабочий не получает практических навыков. Только совместная работа с работодателями позволит если не  найти, так хотя бы приступить к решению этой проблемы.

 

Использованная литература

  1. Журнал «Научные исследования в образовании», выпуск № 6/2012. Бабанова Ирина Александровна. Использование ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе.
  2. Журнал «Научные исследования в образовании», выпуск № 11/2016. Читаева Юлия Александровна. Формирование профессиональной компетентности выпускников учреждений профессионального образования. 
Категория: Мои статьи | Добавил: lady_ester (12.04.2016)
Просмотров: 426 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Калькулятор
Полезные ссылки