ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Костюк А.М.
мастер ПО Филиала ХПК
Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста, всесторонне-развитой личности, что может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии.
Для достижения этих целей эффективно развивать у обучающихся способности к индивидуальной ориентации в профессиональном поле, умению работать с информацией; выстраивать собственную траекторию познания.
В 21 веке, образование в России претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения серьезно затрагивают цели и стратегические направления образования, что, в свою очередь, приводит к необходимости перестраивать структуру образования, менять технологии и методы, новые ценности ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для периода профессионального становления.
Содержания учебной деятельности будущего специалиста определяется не только логикой науки, но и моделью будущей профессиональной деятельности, что придает целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям. Содержание обучения проектируется не как учебной деятельности, последовательно трансформируемый в предмет деятельности профессиональной.
В эпоху новых технологий, развития информатики и вычислительной техники, основным определителем темпов экономического роста и социального прогресса становится образовательный потенциал работников.
«Новая» экономика остро нуждается в квалифицированных специалистах, способных обеспечить непрерывность цикла «фундаментальные исследования - прикладные исследования – разработки – внедрение научно – технических достижений – производство и распространение инновационной продукции»
Она предъявляет новые квалификационные требования к выпускникам профессиональных школ, которые должны обладать: способностями к быстрой переориентации в меняющихся условиях рынка труда; готовность к постоянным изменениям; способностью к овладению особыми новыми знаниями, умениями, свойствами, качествами, практическим опытом, необходим как в профессиональной, так и в социальной жизни; готовностью к образованию в течение всей жизни неоднократной переквалификации.
Профессиональное образование определяется как процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением заранее установленными знаниями, умениями и компетенциями по конкретным профессиям и специальностям и ориентируется на становление социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, требует внимания государства, работодателей и работников; регионов( республик, краев, областей) и общин, тем самым расширяя возможности становления большого разнообразия путей развития самого профессионального образования.
Целью ФГОСов начального и среднего профессионального образования в России является формирование общих и профессиональных компетенций. Этим подразумевается, что компетентным выпускник станет в процессе его трудовой деятельности, так как компетентность более высокая стадия развития специалиста. Но, выпускник, обладающий квалификацией на том или ином ее уровне, естественно компетентен в рамках данной квалификации. Следовательно, формируя в процессе профессионального обучения общие и профессиональные компетенции обучающихся с целью подготовки квалифицированного работника, мы формируем компетентность индивидуума, поскольку квалификация, компетентность и компетенции - звенья одной цепи.
Федеральный государственный образовательный стандарт для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования устанавливает общие компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5 Использовать информационно – коммуникативных технологий в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами.
При формировании общих компетенций большое значение в учебном процессе приобретет творческие способности студентов (совокупность мыслительных и личностных качеств, достигнутых за счет специальных методов обучения и характеризующих потенциальные возможности обучаемого к нестандартному решению учебных задач).
Образование должно соответствовать интересам и потребностям общества, следовательно, профессиональная подготовка специалистов, направленная на потребности общества, является одной из главных задач профессионального образования. Наш филиал ХПК готовит специалистов: автомеханик, тракторист – машинист сельскохозяйственного производства, слесарь по ремонту сельхоз машин и оборудования и автослесарь. Формирование профессиональных умений и навыков будущих работников, происходит в процессе производственного обучения и производственной практики.
Анализируя ситуацию набора и сохранения контингента обучающихся, закрепления на базах производственного обучения и дальнейшего трудоустройства выпускников, администрация и педагогический коллектив нашего филиала видит следующие проблемы:
- Первокурсники часто не имеют точного представления о профессии, не понимают, что труд автомеханика и тяжелый и ответственный. На первых порах у подростков есть разочарование: «Не знали, что так трудно, сложно учиться». Многие недостаточно ориентированы на данную профессию.
- Не все обучающиеся сразу и хорошо усваивают приемы и навыки. Требуется кропотливая индивидуальная работа мастера производственного обучения, который таким ребятам больше уделяет внимания, помогает отрабатывать навыки по профессии, чаще бывает на базе производственного обучения.
Я считаю, что кон6курентоспособность современного выпускника профессионального учреждения невозможно без получения качественного образования по выбранной специальности.
В своей работе большое внимание уделяю активизации профессиональной деятельности обучающихся, применяю такие формы и методы обучения, при которых проявляется ярко выраженная направленность профессионального образования, а также происходит утверждение личности в своей « Я – профессиональной концепции». Этим и обусловлен выбор темы моего самообразования.
Тему самообразования реализую через урочную и внеурочную работу,
Через выступление с докладами на родительских собраниях педагогических советах, через проведения мероприятий.
Результаты работы по теме самообразования прослеживаются повышением процента качества знаний по производственному обучению на 23, 8 %
Для проведения занятий производственного обучения я разработала дидактический материал: тестовые задания разного уровня, схемы, опросники, таблицы, карточки–задания, инструкционно–технологические карты, презентации.
Личный опыт, собственная инициатива, углубление в педагогические и психологические знания, многократная апробация методических приемов – все это способствует становлению профессионала. В перспективе, хотелось бы направить свою педагогическую деятельность на решение одной из важных, на мой взгляд, проблем. Несовершенная система социального партнерства с работодателями, то есть отсутствие системы централизованного распределения обучающихся на практику в учреждениях СПО. Отсутствие подготовки по целевому заказу часто приводит к невозможности дальнейшего трудоустройства и отсутствию рабочих мест для прохождения производственной практики, в результате чего будущий рабочий не получает практических навыков. Только совместная работа с работодателями позволит если не найти, так хотя бы приступить к решению этой проблемы.
Использованная литература
- Журнал «Научные исследования в образовании», выпуск № 6/2012. Бабанова Ирина Александровна. Использование ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе.
- Журнал «Научные исследования в образовании», выпуск № 11/2016. Читаева Юлия Александровна. Формирование профессиональной компетентности выпускников учреждений профессионального образования.
|