Суббота, 18.05.2024, 16:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Категории раздела
Мои статьи [2]
Работа [15]
Вакансии для выпускников
Психология [3]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 14
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Работа

Воспитательная работа по формированию антикоррупционного мировоззрения студентов

Воспитательная работа по формированию антикоррупционного мировоззрения студентов

Анучина Е.В., преподаватель биологии и химии

р.п.Усть-Абакан, Филиал ГБПОУ РХ

«Хакасский политехнический колледж»

     Антикоррупционное воспитание обучающихся в образовательных организациях не может быть рассчитано на быстрое получение ожидаемого  результата. Это - долговременный, стратегический, но и самый  эффективный по своим возможным последствиям антикоррупционный проект. Речь, в конечном счете, идет о формировании поколения россиян, не приемлющих коррупционные схемы человеческих взаимоотношений и потому лишающих коррупцию питательной почвы.

     Как показывает практика, базовым условием эффективности любого воспитания является его проектирование и реализация на системных основаниях. Это условие является таковым и для антикоррупционного воспитания, которое также должно представлять собой систему, состоящую из соответствующей  совокупности компонентов. 

Формирование и реализация системы антикоррупционного воспитания в колледже

     Цель антикоррупционного воспитания заключается  в формировании у обучающихся неприятия коррупции как образа мысли  и образа действий, поведения, формировании гражданского, негативного  отношения к коррупции.

     На достижение цели  направлено решение следующих задач:

  - сформировать у обучающихся политико-правовые знания антикоррупционного профиля;

 - сформировать у обучающихся нравственно-этические ценности основ антикоррупционного поведения;

   - сформировать у обучающихся опыт конструктивного взаимодействия между собой, опыт нравственно-правового решения текущих и перспективных проблем.

     Реализацию системы антикоррупционного воспитания в общеобразовательных организациях рекомендуется обеспечивать на предметном, метапредметном уровнях, в урочной и во внеурочной деятельности. 

     Предметный уровень. Как показывает практика,  широкие возможности  для реализации антикоррупционного воспитания предоставляют уроки истории и обществознания. Содержание могут составить вопросы, связанные с историей возникновения коррупции, причинами её распространенности и последствиями коррупционной деятельности, а также вопросы, раскрывающие политико-правовой, социально-экономический и духовно-нравственный вред коррупции  для развития государства, социума, гражданина. 

-  История: причины зарождения и развития коррупции и история борьбы с ней в различные периоды мировой истории, истории России, история становления демократии и гражданского общества и их роль в реализации антикоррупционной политики;

- Обществознание: коррупция и противодействие ей в экономической, политико-правовой, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества;

- Право, экономика:  вопросы нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности  в повседневной жизни, в сфере экономики и права.

     Метапредметный уровень. Реализуется посредством использования нравственно-этического и правового потенциалов учебных предметов, в том числе  филологического, естественнонаучного и эстетического циклов. Актуализирует аспекты становления и развития гражданственности.

     Внеурочная деятельность. Важную роль сохраняет  внеурочная деятельность по решению задач антикоррупционного воспитания. Она может быть реализована в таких формах, как кружки, секции, «круглые столы», дискуссионные клубы, конференции, школьные научные общества, олимпиады,  поисковые и научные исследования, социальные проекты, акции антикоррупционной направленности, встречи с представителями властных структур. Весьма полезными могут оказаться сайт образовательной организации  «ЕГЭ и коррупция», университет для родителей «Правовое и антикоррупционное воспитание наших детей». Не следует упускать из вида  возможности совместной работы  образовательных организаций с правоохранительными органами, возможности социальных практик.

      Антикоррупционное воспитание должно найти себе соответствующее место во  внеурочной, внеклассной деятельности. Для него есть пространство на классных часах, неделях правового знания, фестивалях, посвященных Международному дню борьбы с коррупцией (9 декабря).

     Классные часы могут проводиться в дискуссионной или игровой форме. На них рекомендуется рассматривать наиболее значимые темы:

  1. Что такое взятка?
  2. Антикоррупционная деятельность. Что мы можем?
  3. Гражданское общество и борьба с коррупцией.
  4. Источники и причины коррупции.
  5. Правовая культура общества как условие профилактики коррупции.
  6. Доступность образования.
  7.  Доступность здравоохранения.
  8.  Откуда берется коррупция?
  9.  Коррупция и рыночная экономика.
  10.  Как разрешить противоречия между желанием и требованием?
  11.  Государство и человек: конфликт интересов.
  12.  Отражение феномена коррупции в средствах массовой информации.
  13.  Коррупция — угроза национальной безопасности России.
  14.  Коррупция как объект права.
  15.  Коррупция как фактор нарушения прав человека.
  16.  Коррупция непобедима?
  17.  Преимущество соблюдения закона.
  18.  Международный опыт борьбы с коррупцией.

     Классные часы можно проводить и в игровой форме. Внимания заслуживают, например, такие темы игр, как: «Устраиваемся   на хорошую работу»; «На приеме у врача».

     Примерный перечень мероприятий по формированию антикоррупционного мировоззрения у студентов:

- Конкурс экспресс-плакатов «Взятка — враг общества»; «Нет коррупции!»

- Круглый стол для студентов и их родителей «Коррупция в России: с ней или без  неё?»

- Дискуссия «Коррупция: выигрыш или убыток?»

- Конференция «Коррупция и мы».

- Деловая игра «Проблемы коррупции в Российской империи»

- Классный час «Коррупция: способы противодействия»

- Лекция с элементами беседы: «Горячие точки коррупции»

- Диспут «Борьба с коррупцией бесполезна?»

- Урок-дискуссия «Коррупция в России: кто против?»

- Беседа «Коррупция и ее последствия»

 

Беседа « Коррупция и ее последствия»

     Последствия коррупции влияют на все сферы жизни государства. Часто возникают ситуации, когда люди дают взятки чиновникам для того, чтобы не платить налоги. В результате сокращаются налоговые поступления в бюджет государства. А следствием недостатка денег в бюджете является то, что не в полной мере финансируются такие важные направления, как безопасность, социальные услуги, техническое обслуживание инфраструктуры и достойная оплата труда учителей и других работников бюджетной сферы. Из-за коррупции снижается уровень законности в государстве, граждане не соблюдают установленные законы и правила. Судебная система также подвержена коррупции. Коррумпированные судьи выносят необоснованные решения, в результате которых преступники остаются безнаказанными и, наоборот, невиновные привлекаются к ответственности.

     В политической жизни страны коррупция усложняет задачу правительства в реализации законов, подрывает доверие к чиновникам. Коррупция искажает результаты выборов и способствует тому, что государственные должности занимают люди с деньгами, но не имеющие достаточного опыта и квалификации для осуществления своих должностных полномочий. Из-за коррупции бедные слои населения остаются политически бессильными и не имеют возможности продвигать свои права и интересы.

     Что касается экономических последствий, то коррупция мешает достижению экономического роста. Люди, занимающиеся бизнесом, вынуждены тратить дополнительные деньги для того, чтобы ускорить бюрократические процессы. Также многие чиновники требуют деньги с предпринимателей, запугивая их тем, что в ином случае выпишут им штраф или наложат дополнительные санкции. В результате все больше предпринимателей не выдерживают финансовой нагрузки и банкротятся.

       В социальной сфере коррупция приводит к социальному неравенству и возникновению конфликтов, а в худшем случае может привести к гражданской войне. Коррупция зачастую сопровождается насилием и общим ростом преступности. Преступники нередко опираются на коррумпированных чиновников, обеспечивая им безопасность при помощи насилия, к примеру, применяя насилие в отношении конкурентов или журналистов. В таких ситуациях больше всего страдают бедные слои населения, увеличивается пропасть между богатыми и бедными.

                                                      Игра «Город коррупции»
Задачи:

- способствовать формированию антикоррупционного мировоззрения студентов;

 - привлечь внимание к проблеме коррупции;

- познакомить с формами коррупции;

 - выявить наиболее коррумпированные учреждения;

- выявить наиболее эффективные методы борьбы с различными формами коррупции.
Участники: ведущий, 3 команды по 5–7 человек.
Реквизит:

самоклеющаяся бумага, листы, ручки, карточки с формами коррупции, карточки с коррупционными ситуациями, таблички: правоохранительные органы, высшие учебные заведения, система среднего образования, церковь, система здравоохранения, учреждения культуры, спорта и отдыха, система судопроизводства, государственный аппарат и др.

Ход игры.

1 этап. Все участники образуют команды по 5–7 человек. В командах организуется обсуждение по вопросу формирования ГОРОДА: участникам игры необходимо определить, какие организации и учреждения могут быть в данном ГОРОДЕ.

2 этап.Организуется общее обсуждение «строительства» ГОРОДА. Команды по очереди предлагают различные социальные институты, учреждения и организации.

 Ведущий после того, как учреждения какой-либо городской сферы озвучены, прикрепляет на доску таблицу с названием. Таким образом, в течение 5–7 минут «строится» ГОРОД.
3 этап. Команды получают по три одинаковых набора карточек с видами коррупции. Если у аудитории есть затруднения в интерпретации видов, то ведущий комментирует, приводит примеры. Далее в течение 10 минут группы распределяют карточки по сферам жизни ГОРОДА и прикрепляют их к таблицам. Три набора карточек необходимо для предоставления более широких возможностей при их распределении.
4 этап. Общее обсуждение. Ведущий обращает внимание на те сферы городской жизни, которые, по мнению участников, в большей силе подвержены коррупции.

 Обсуждаются следующие вопросы:

- С чем связано такое распределение карточек?
- Остались ли организации и учреждения, в которых, по мнению участников, нет коррумпированной среды? Почему?
- Какие формы коррупции преобладают в конкретной сфере (правоохранительные органы, образование, ЖКХ и др.)?
5 этап. На заключительном этапе игры каждый участник получает три кружочка из самоклеющейся бумаги яркого цвета. Их необходимо приклеить на те социальные институты, в которых, по мнению участников, в большей степени ведется борьба с коррупцией.
     Данная игровая форма позволяет наглядно продемонстрировать общественное мнение о том, в каких учреждениях, сферах коррупция получила наибольшее распространение, а также в каких из них борьба с этим негативным социальным явлением наиболее результативна.
                                     Ролевая игра «Приемная комиссия»

Задачи:

- познакомить студентов  с требованиями приема в различные учебные заведения;  сформировать навыки антикоррупционного поведения.
Реквизит:

 справочная  литература («Справочник для поступающих в вузы, ссузы), условия поступления в вуз;  адрес сайта ОУ и т.п.
Ход игры.

1 этап. Ведущий знакомит участников с общей инструкцией.
Инструкция: «Представьте, что вы скоро будете поступать в ВУЗ. Давайте пофантазируем и представим, что для поступления не нужно сдавать никаких экзаменов, а нужно пройти собеседование с членами приемной комиссии, которая и решит, зачислять вас или не зачислять, а также предложит вам условия зачисления. В нашей игре будет приемная комиссия и поступающие. Посмотрим, многим ли удастся поступить? На каких условиях? Эксперты вместе с ведущим будут наблюдать за диалогом и действиями собеседников».
2 этап. Выбираются приемные комиссии из 3–4 человек (в зависимости от количества учащихся и предполагаемых образовательных учреждений), группа экспертов (2–3 чел.). Организуется несколько групп (по 3–7 чел.), «поступающих» в определенное ОУ. Ведущий может в обязательном порядке предложить группе любое учреждение для «поступления».
 3 этап. Подготовка к игре.
Ведущий предлагает учащимся заполнить примерную анкету, подумать, чем они могут понравиться приемной комиссии и поступить в данное заведение.
4 этап. Учащиеся (от группы) по очереди пробуют поступить в учебное заведение. На одну попытку дается от 5 до 10 минут, в зависимости от числа играющих.
     Члены приемной комиссии заинтересованы не только в соблюдении правил приема, способных учениках и абитуриентах, но и в осуществлении набора на платное отделение, на платные подготовительные курсы. Абитуриенты, ученики заинтересованы поступить на приемлемых условиях, с соблюдением закона и правил приема.
5 этап. Экспертами оцениваются правильность действия членов приемной комиссии и поведение поступающих, например: в какой степени абитуриент, ученик (или его родитель) овладел информацией или пытался получить достоверные сведения об условиях зачисления и обучения; насколько условия, на которые согласился претендент, законны, соответствуют правилам приема и т.д.
Подведение итогов игры.

     Ведущий должен сказать учащимся, какова реальная ситуация при поступлении в данное учебное заведение, кто из членов комиссии или претендентов действовал незаконно.
     Систематизируются знания об условиях поступления, обучения, возможностях получения достойной работы после окончания того или иного учебного заведения, отрабатываются навыки поиска достоверной информации. Выявляется отношение к коррупции. различным формам
      Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря
2008 г. определяет коррупцию как социально-юридическое явление, означающее «злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица». Многоликость коррупции сопровождается ее крайне негативным, тлетворным, разрушающим  влиянием  на государство, общество, граждан. Этим определяется необходимость, значение  системной антикоррупционной деятельности, частью которой является антикоррупционное воспитание обучающихся в образовательных организациях.

Общее образование - основной институт педагогического воздействия на   становление и развитие личности гражданина России. Основным субъектом, реализующим цели и задачи, определяющим непосредственные пути и методы антикоррупционного воспитания,  является педагогический коллектив образовательной организации.

Формирование и реализация системы антикоррупционного воспитания требуют от педагогического коллектива нестандартных, творческих  и ответственных подходов. Во внимание должны быть приняты все базовые компоненты этой системы, их взаимосвязи, информационно-просветительская, ценностная и деятельностная составляющие, формирующие личность возможности урочной, внеурочной, внеклассной, общественно полезной деятельности.

Категория: Работа | Добавил: ev_anuchina (07.12.2017)
Просмотров: 2098 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Калькулятор
Полезные ссылки