Суббота, 18.05.2024, 12:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Категории раздела
Мои статьи [2]
Работа [15]
Вакансии для выпускников
Психология [3]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 14
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Работа

Актуальные проблемы среднего профессионального образования в вопросах и ответах.

   Филиал ГБПОУ РХ «Хакасский политехнический колледж»

р.п. Усть – Абакан, Республики Хакасия, улица Добровольского, 14

 

Актуальные проблемы среднего профессионального образования

в вопросах и ответах.

Автор: Анучина Елена Владимировна,

преподаватель биологии и химии

 

р.п. Усть-Абакан

2018 г.

 

Главной задачей профессиональных учебных заведений является развитие личности в процессе приобретения ими профессии, специальности в соответствии с собственными интересами, способностями и социальным заказом общества и государства.

В настоящее время образование действительно переживает трудное время.

  • статистика- девятый класс на «4» и «5» заканчивают лишь 16% учеников общеобразовательных школ. Нельзя не учитывать, что процесс обучения – это равное взаимодействие обучающего и обучаемого. Говорить, обсуждать, находить возможные способы преодоления психолого-педагогических проблем СПО сегодня необходимо.

Я преподаю химию и биологию в Филиале ГБПОУ РХ «Хакасский политехнический колледж» р.п. Усть- Абакан и, конечно, постоянно сталкиваюсь с различного рода проблемными вопросами.

Рассмотрим наиболее актуальные вопросы среднего профессионального образования.

 

Видите ли Вы различия в содержании и реализации учебно-воспитательного процесса и процесса педагогического?

Педагогическим процессом называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания. Учебно-воспитательный процесс - это синоним термина педагогический процесс.

В нашем учебном заведении педагогический процесс ведется систематически, то есть учебно-воспитательная работа - это целая система методов, приемов и способов обучения и воспитания. В основных образовательных программах отражены компетенции, которые должны быть сформированы у наших выпускников.

В нашем Филиале созданы условия для формирования социально-личностных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления). Среда, создаваемая в Филиале, способствует развитию студенческого самоуправления, участию обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

Для реализации задач воспитательной работы в Филиале создана эффективная структура управления воспитательным и социальным процессами. Общее руководство осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. За счет такой структуры обеспечивается единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности обучающихся Филиала.

В Филиале работает 5 предметных кружков, что позволяет расширить диапазон возможностей формирования общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС. Ведется постоянное сотрудничество между классным руководителем, мастером группы, родителями, социальным педагогом, психологом и другими субъектами педагогического процесса.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в педагогическом процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, тренингов, использование проектных и кейс-технологий) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями предприятий, государственных и общественных организаций.

 

Какова специфика такого элемента преподавательской деятельности как «Оказание помощи при затруднении в процессе учения» в профессионально-педагогической деятельности педагогов СПО?

В процессе обучения всегда возникали проблемы с тем, что не все студенты одинаково обучены и воспитаны. Есть отстающие, есть опережающие и есть, так называемые "середнячки". Профессиональная педагогическая деятельность педагога среднего профессионального образования направлена на то, чтобы преподаватель-профессионал выпустил из стен профессионального учебного заведения в первую очередь хорошего квалифицированного рабочего, служащего.

И в процессе формирования компетенций могут возникать затруднения, так как, еще раз повторюсь, не все студенты приходят к нам одинаково обучены. Помощь таким студентам - это неотъемлемая часть всего педагогического процесса.

Педагог-профессионал должен понимать, что каждый ребенок требует индивидуального сопровождения обучения (личностно-ориентированного подхода).

Личностно ориентированное обучение.

Это — одно из новых и перспективных направлений в педаго­гике, находящееся в стадии становления. Чтобы оно было сфор­мировано полностью, должны быть четко определены его цели, задачи, особенности, дидактические принципы, технологии.

В качестве основных приоритетов выбраны: развитие личности студента, его индивидуальности, творческих способностей, мышления, способностей к активной самостоятельной дея­тельности.

Структура деятельности образует следующие составляющие:

Таким образом, принципиальное отличие такого образования от традиционного состоит в том, что учебная информация, задавае­мая для усвоения, выступает в качестве средства, а не цели.

Чтобы реализовать эту идею, преподавателю необходимо иметь осо­бый дидактический материал.

Особая образовательная среда, должна соответствовать трем основ­ным требованиям:

1) вариативность (возможность свобод­ного выбора детьми средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив);

2) гибкость (умение педагога из­менять план своего воздействия на студента);

3) открытость (готовность педагога использовать возникающие у студентов в про­цессе совместной деятельности идеи и предложения).

Использование метода рефлексии, относящегося прежде всего к организации мышления, для того, чтобы показать студенту, как он достигал правильного решения, как вырабатывал суждение, как шел к выводам. Смещение акцента с полученного результата (от­вета) на рефлексию процесса его достижения — еще одна отличи­тельная особенность личностно ориентированного образования.

Таким образом учебный процесс должен вызывать личную заинтересован­ность студента в усвоении материала и данного вида деятель­ности.

Обучение нужно строить так, чтобы ставились задачи, вызы­вающие у студентов затруднения, т.е. такие, какие они не в со­стоянии решить, опираясь только на имеющиеся знания. Для решения должны требоваться размышления, коллективные об­суждения, выдвижение гипотез и их проверка. Обращение к дополнительной литературе, наблюдения, исследования, кон­сультации.

При оценивании работ отметки выставляются не за конечный результат, а за процесс его получения; при этом студента нужно сравнивать не с другом или одногруппником, а с самим собой, но вчерашним.

 

Как в программе и / или в реализации дисциплины (курса, предмета) отражаются требования соответствующего профессионального стандарта?

В реализации дисциплины (курса, предмета) отражаются требования соответствующего профессионального стандарта только начиная со стандартов 4-го поколения. Это новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, которые разработаны с учетом российских и международных стандартов по перспективным профессиям (специальностям), которые востребованы на рынке труда.

На данный момент наша образовательная организация запустила работу по реализации ФГОС СПО по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», требования профессионального стандарта отражены в спецификации каждой профессиональной компетенции. В Приложении 1 ФГОС СПО по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» имеется перечень образовательных стандартов, он там один. Профессиональный стандарт по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом техническом осмотре. Из наименования стандарта видно, что полностью меняется направленность спецификаций деятельности рабочего, служащего на выпуске из учебного заведения. Так смежный ФГОС СПО по профессии «Автомеханик» не имел в своем содержании направленности на диагностику автомобилей. А стандарт 4-го поколения строится с учетом профессионального стандарта специалиста-диагностика, следовательно, данному вопросу посвящено обучение по данному ФГОС СПО.
В учебном плане по данной профессии имеются такие учебные предметы как техническая диагностика автомобилей, техническое состояние систем и агрегатов автомобилей.

 

При каких условиях учебное занятие влияет на развитие профессионально важных и значимых качеств личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена?

Учебное занятие влияет на развитие профессионально важных и значимых качеств личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена, когда оно гармонично находится в системе занятий. То есть любое учебное занятие должно находиться в системе и быть связано с другими занятиями. В системе учебных занятий классного руководителя (куратора), спец. предметника, либо просто предметника имеется неразрывная, целостная, систематическая воспитательная работа. Как уже много раз говорилось, воспитательная работа - это составная часть целостного педагогического процесса, поэтому на любом занятии идет развитие профессиональных качеств личности и значимых личностных качеств будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Например, если рассматривать общеобразовательный цикл учебного плана ППКРС по профессии Автомеханик (учебный план состоит из общеобразовательного, общепрофессионального и профессионального циклов), то обязательно в каждом предмете имеется профильная составляющая, будь то химия, биология или литература и др. То есть даже на занятиях, которые не относятся к профессиональному циклу идет формирование профессиональных качеств, а точнее сказать профессиональных компетенций.

Также важную роль играет (воспитывающая) воспитательная цель всех занятий. Не важно какую тему изучают обучающиеся, воспитывающая (или воспитательная) цель обязана быть.

Таким образом, любое учебное занятие обязано быть направлено (влиять) на развитие профессионально важных и значимых качеств личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена, так как это и есть целостный педагогический процесс.

 

Когда (при каких условиях) воспитательная работа педагога СПО становится инструментом педагогической поддержки профессионального развития обучающихся?

Воспитательная работа педагога СПО становится инструментом педагогической поддержки профессионального развития обучающихся тогда, когда эта работа систематическая, целостная, организованная, когда она направлена на формирование профессиональных компетенций и весь педагогический коллектив полностью задействован в этом формировании. В федеральном государственном образовательном стандарте по любой профессии или специальности прописаны профессиональные компетенции и вся работа учебная и воспитательная построена с учетом формирования этих компетенций. Это касается не только учебных занятий, но и различных мероприятий.

Ярким примером когда воспитательная работа направлена на профессиональное развитие обучающихся служат такие воспитательные мероприятия как экскурсии на предприятия, ярмарки вакансий, профессиональные пробы, профориентационные акции и тренинги и др.

Вывод: воспитательная работа направленная на формирование профессиональных компетенций должны бать систематической, целенаправленной и отвечать требованиям ФГОС.

Условия, при которых воспитательная работа педагога СПО становится инструментом педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся:

1. систематичность

2. целостность

3. организованность

4. целенаправленность

5. учет требований ФГОС по профессии

Воспитательная работа будет действенной только тогда, когда она направлена на формирование профессиональных компетенций и весь педагогический коллектив полностью задействован в этом формировании.

 

Какова роль такой цели воспитания как «всесторонне и гармонично развитая личность» в воспитании профессионала?

Основная глобальная цель воспитания - всесторонне развитая личность (данный термин появился во 2-ой половине 20-го века и до сих пор актуален). Все воспитание направлено на формирование такой личности. НО! Это так называемая идеальная цель. То есть мы, как педагоги, должны к этому стремиться путем формирования положительных качеств личности.

Гармонично развитая личность в идеале - это особый тип личности, характеризующийся сбалансированным внутренним состоянием и возможностью выстраивать оптимальные взаимоотношения с окружающим миром.

А отношения с окружающим миром - это не только личностные отношения, но и профессиональные, рабочие.

Мы, как педагоги среднего профессионального образования, обязаны формировать такие качества как любовь к труду, аккуратность в выполнении дела, добросовестность, добропорядочность, целеустремленность, умение принимать решения, самостоятельность и др.

Без профессиональных качеств (положительных, идеальных) невозможно гармонично развитая личность. Если человек обладает прекрасными личностными качествами (доброта, отзывчивость, толерантность, уважительное отношение), но профессиональные личностные качества слабо развиты (например, неаккуратность, несерьезное отношение к работе, не пунктуальность, не соблюдение субординации и проч.), то и как профессионал этот человек теряет свою ценность. И наоборот! Если развитые профессиональное качества на высоком уровне, а сам человек не обладает набором положительных личностных характеристик, то такому выпускнику будет сложно найти работу (и задержаться на ней).

Таким образом, мы, как педагоги СПО, должны быть ориентированы на формирование гармонично развитого человека, чтобы и профессиональные и личностные качества были на высоком уровне. Это, конечно, в идеале. Хотя результат воспитания тоже очень сложно, а порой и невозможно, оценить.

 

Может ли деятельность обучающихся по сбору портфеля образовательных и профессиональных достижений стать коллективным творческим делом?

Коллективно-творческое дело - это такое воспитательное мероприятие (в широком смысле этого слова), которое направлено на самоорганизацию обучающихся.

Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

Каждому из обучающихся представляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в учреждениях СПО широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе КТД студенты совершенствуют навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение учебного коллектива, и формирование личности обучающегося, развитие тех или иных качеств личности.

Деятельность по сбору портфеля образовательных и профессиональных достижений студента (у нас в колледже это портфолио) вполне может стать КТД.

Первый этап:: предварительная работа, на этой стадии педагог составляет модель, образ будущего КТД

Второй этап: Коллективное планирование КТД (самостоятельное составление плана работы по сбору портфолио).

Третий этап: Коллективная подготовка КТД (сбор образовательных и профессиональных достижений).

Четвертый этап: Проведение КТД (защита или представление портфолио).

Пятый этап: подведение итогов КТД (анализ обучающимися проведенного КТД).

Шестой этап: последействие (выводы, предложения, планирование использования составленного портфолио в жизни: трудоустройство, конкурс грантов, дальнейшее обучение и т.д.)

Данное КТД может проводиться (и желательно) в течение всего периода обучения, в нашем случае - это 2 г. 10 мес.

 

Как связан выбор методов обучения с тем подходом к обучению, который Вам близок (когнитивный, конструктивистский, гуманистический и проч.)?

Методы обучения напрямую связаны с подходом к обучению. Если я придерживаюсь определенного подхода к обучению, то и методы я выбираю соответствующие этому подходу. Но опять же жестких рамок нет.

Например, если педагог придерживается когнитивного подхода в обучении студентов, то и методы у него будут направлены на развитие внимания, памяти и мышления.

Основная цель когнитивного подхода в обучении – интеллектуальное развитие обучаемых в процессе усвоения систематического научного содержания, отсюда следует, что и все методы будут направлены на формирование и развитие всей совокупности умственных способностей и стратегий, делающих возможным процесс обучения и адаптации к новым ситуациям. В таком случае на первый план выступают такие методы как метод сотрудничества, интерактивные методы обучения, метод познания, метод логических операций.

 

Чем вызвана необходимость соотнесения методов и целей обучения?

По теоретическим основам педагогики выбор методов обучения напрямую зависит от поставленных целей.

При этом цели могут быть не только те, которые педагог ставит на конкретном уроке (обучающая, воспитательная, развивающая), это могут быть общие цели обучения и воспитания.

Такая необходимость вызвана тем, что метод - это инструмент достижения цели. То есть без правильно выбранного метода иногда очень сложно, а порой и невозможно, достижение той или иной цели обучения.

  • В своей концепции модернизации образования образования РФ констатирует, что все­стороннее развитие личности студента на основе его внутрен­него потенциала является первостепенной целью. Оно предопределяет направления модернизации образования, кото­рое будет ориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личностной сущности студента. 
Категория: Работа | Добавил: ev_anuchina (20.03.2018)
Просмотров: 1410 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Калькулятор
Полезные ссылки